Чем закончится «шоколадное» расследование? Производители все чаще жалуются в МАРТ на конкурентов
Напомним, гомельский производитель шоколада утверждает, что ООО «Юниаква» (из деревни Большая Боровка Могилевского района) выпускает наборы конфет ILPASSO, которые очень напоминают его продукцию — наборы конфет IMPRESSO. Чтобы поставить точку в споре и рассудить противоборствующие стороны, министерство предлагает любителям сладкого самим оценить две коробки.
Как проходит расследование
С 12 декабря 2013 г. в Беларуси действует Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В главе 6 прописан порядок, по которому в МАРТ устанавливают, допущено ли нарушение. В ст. 36 прописано, на основании каких фактов. Например, ими могут быть документы, сведения, иные доказательства, поступающие из госорганов либо полученные из сообщений в СМИ. Рассматриваются также заявления о нарушении.
В МАРТ оценивают доказательства и решают, стоит ли выносить предписание. В некоторых случаях материалы направляются в правоохранительные органы. Может быть начат административный процесс, организовано обращение с иском в суд.
При рассмотрении заявления о нарушении антимонопольного законодательства МАРТ начинает собирать доказательства, направляя запросы. Документы, которые может запросить министерство, могут содержать в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, включая конфиденциальную информацию о депонентах и сведения из реестра владельцев ценных бумаг.
Рассматривает заявление комиссия МАРТ, которая принимает решение коллегиально.
Что может грозить компании-нарушителю
По мнению заявителя (ОАО «Спартак»), появление в продаже наборов конфет ILPASSO от ООО «Юниаква», «сходных до степени смешения» с наборами конфет IMPRESSO, является недобросовестной конкуренцией.
По закону (ст. 29) недобросовестная конкуренция запрещена. Особенно если хозяйствующий субъект пытается копировать продукцию другого производителя и запутать покупателя. Одним из способов оценки доводов по поступившим заявлениям может быть изучение мнений потребителей.
Например, можно проанализировать длительность нахождения товара на рынке, его активное рекламирование, участие в различных выставках, качественные характеристики. Кроме того, заинтересуют МАРТ и сведения о наличии у потребителя устойчивых ассоциаций между дизайном этикетки, упаковки и иными отличительными признаками товара.
Сейчас МАРТ изучает мнения потребителей о якобы похожих коробках. В случае установления факта недобросовестной конкуренции (ст. 25–31 Закона) предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 11.26 Кодекса об административных правонарушениях.
Напомним, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 100 до 200 БВ, на юридическое лицо — до 10 % от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было обнаружено административное правонарушение. Либо за предшествующую дню обнаружения административного правонарушения часть календарного года, в котором было обнаружено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельности по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, но не менее 400 БВ.
Недобросовестная конкуренция (ст. 4.5 КоАП) может стать основанием для привлечения к административной ответственности по требованию потерпевшего. За нарушение антимонопольного законодательства МАРТ может вынести предписание. В нем, например, будет предложено прекратить выпуск товара, его реализацию и изъять из обращения. Уклонение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение предписания, грозит штрафом от 20 до 100 БВ.
Как часто в МАРТ обращаются производители
В последнее время бизнес демонстрирует заметную активность по защите своих прав. Так, за 2019 г. в МАРТ рассмотрено 452 обращения по вопросам антимонопольного законодательства (21 % от общего количества поступающих). По сравнению с 2018 г. рост составил порядка 10 %. В 184 обращениях в 2019 г. производители сообщали о нарушении антимонопольного законодательства (в 2018 г. — 185, в 2017-м — 91).
Например, МАРТ проводил расследования по заявлению компании «Дарида» о нарушении антимонопольного законодательства Заводом «Вкус лета». Вынесены решения и в спорах между компанией Уильям Грант & Санс Лимитед и «Винокурней Нарочь», «Даридой» и ИП З. Шлык и Н. Иванченко.
— Заявления в МАРТ подаются бесплатно. Это одно из преимуществ защиты предприятиями своих брендов, — подчеркивают в министерстве. — Рекомендуем предприятиям, которые считают, что пострадали от недобросовестных действий конкурентов, активнее защищать свои права путем обращения в МАРТ. Для защиты от недобросовестной конкуренции на трансграничных рынках необходимо обращаться в Евразийскую экономическую комиссию.
Пока без коментариев...